Муха обращается к слону: "Слон, хочешь получить кайф?" Слон
согласился. "Тогда вытяни хобот и открой рот," - сказала
муха. Слон подчинился. Муха жужжа влетела в хобот и вылетела обратно
через рот. "Да, действительно, кайф, - удивился слон, - давай
еще". Муха снова пролетела по обращающейся траектории и слон
опять сказал "Кайф!", со второго раза подтвердив для себя
чувство удовольствия. По просьбе слона муха проделала это несколько
раз и всегда слон говорил "Кайф!". Наконец, когда муха в
очередной раз залетела в хобот, слон быстро сунул его в рот и
мечтательно подумал: "Вечный кайф!!!".
Что в данном случае произошло в нашем воображении? Помимо того, что
здесь сработал уже известный нам механизм оборотничества, появился
новый зооморфный мифический персонаж, который может отныне называться
"мухо-слон". Осуществился, в самом деле, симбиоз двух
зооформ. Слон открыл в себе новые возможности, благодаря активности
мухи. Но и муха, вероятно, получила новые способности. Хотя с мухой,
быть может, слон обошелся эгоистически, насильственно и коварно
загнав ее в ловушку. Если муха пожертвует собой ради вечного кайфа
"мухо-слона", тогда последний будет существовать как целое
сколь угодно долго. Если же муха откажется или не сможет исполнять
свое дело, саботируя его, тогда симбиоз разрушится. Может случайно
случиться и так, что слон нечаянно проглотит и переварит муху, тогда
ее не будет, а слон поправится на один грамм. Не исключена также
такая версия, что муха специально спровоцировала слона, в
предположении, что он догадается застыть в вечном кайфе, как истукан
в бездвижности и убаюканности, в то время как муха своим ускоренным
вращением и щекотанием переродит его в себя. Мир станет как одна
большая Муха. Ей, видно, давно надоело выражение: "делать из
мухи слона". И она решила раскрутить все наоборот: "сделать
из слона муху", а потом продолжать дальше совращение других
хоботных, пока всех не изведет. Что поделать, естественный отбор,
конкуренция за выживание, как скажут биологи.
С философской метафизической точки зрения последний анекдот весьма
адекватно иллюстрирует аристотелевскую модель Космоса и, вообще,
античный "миф вечного возвращения". Героям этого анекдота
прямо соответствуют основные аристотелевские категории
Ума-Перводвигателя, энергии, потенции и энтелехии. Абсолют,
действительно, разделен в себе на две ипостаси, одна из которых
предельно энергична, а вторая потенциально замыкает собой границы
целого Космоса. Ум, как мышление мышления, обращен на себя и это
доставляет ему наисовершеннейшее блаженство в энтелехии. Так что
анекдот про "мухо-слона", этого "вечного неподвижного
перводвижителя", явно сочинил аристотелик по своим философским
установкам.