Муха обращается к слону: "Слон, хочешь получить кайф?" Слон

согласился. "Тогда вытяни хобот и открой рот," - сказала

муха. Слон подчинился. Муха жужжа влетела в хобот и вылетела обратно

через рот. "Да, действительно, кайф, - удивился слон, - давай

еще". Муха снова пролетела по обращающейся траектории и слон

опять сказал "Кайф!", со второго раза подтвердив для себя

чувство удовольствия. По просьбе слона муха проделала это несколько

раз и всегда слон говорил "Кайф!". Наконец, когда муха в

очередной раз залетела в хобот, слон быстро сунул его в рот и

мечтательно подумал: "Вечный кайф!!!".



Что в данном случае произошло в нашем воображении? Помимо того, что

здесь сработал уже известный нам механизм оборотничества, появился

новый зооморфный мифический персонаж, который может отныне называться

"мухо-слон". Осуществился, в самом деле, симбиоз двух

зооформ. Слон открыл в себе новые возможности, благодаря активности

мухи. Но и муха, вероятно, получила новые способности. Хотя с мухой,

быть может, слон обошелся эгоистически, насильственно и коварно

загнав ее в ловушку. Если муха пожертвует собой ради вечного кайфа

"мухо-слона", тогда последний будет существовать как целое

сколь угодно долго. Если же муха откажется или не сможет исполнять

свое дело, саботируя его, тогда симбиоз разрушится. Может случайно

случиться и так, что слон нечаянно проглотит и переварит муху, тогда

ее не будет, а слон поправится на один грамм. Не исключена также

такая версия, что муха специально спровоцировала слона, в

предположении, что он догадается застыть в вечном кайфе, как истукан

в бездвижности и убаюканности, в то время как муха своим ускоренным

вращением и щекотанием переродит его в себя. Мир станет как одна

большая Муха. Ей, видно, давно надоело выражение: "делать из

мухи слона". И она решила раскрутить все наоборот: "сделать

из слона муху", а потом продолжать дальше совращение других

хоботных, пока всех не изведет. Что поделать, естественный отбор,

конкуренция за выживание, как скажут биологи.



С философской метафизической точки зрения последний анекдот весьма

адекватно иллюстрирует аристотелевскую модель Космоса и, вообще,

античный "миф вечного возвращения". Героям этого анекдота

прямо соответствуют основные аристотелевские категории

Ума-Перводвигателя, энергии, потенции и энтелехии. Абсолют,

действительно, разделен в себе на две ипостаси, одна из которых

предельно энергична, а вторая потенциально замыкает собой границы

целого Космоса. Ум, как мышление мышления, обращен на себя и это

доставляет ему наисовершеннейшее блаженство в энтелехии. Так что

анекдот про "мухо-слона", этого "вечного неподвижного

перводвижителя", явно сочинил аристотелик по своим философским

установкам.